Итак, киберспорт — турниры по видеоиграм, в которых отдельные профессиональные игроки или киберспортивные команды соревнуются, используя свой опыт, навыки, продумывая тактику и стратегию игры, чтобы получить желанную победу, а вместе с ней — славу, призы, деньги.
Далеко не все соревнования по играм можно назвать киберспортом. Если вы с друзьями собрались и поспорили, кто больше соберет игровых ценностей, это не киберспорт. Киберспортивные турниры должны соответствовать определенным критериям:
-
равные условия у игроков. Все киберспортсмены в рамках одного турнира играют на одинаковых компьютерах. А вот мышь и клавиатуру могут взять свои, привычные;
-
подключение по локальной сети. Такой подход позволяет избегать неполадок с интернетом и своевременно выявлять жульнические схемы. Да, отборы и небольшие соревнования могут проводиться онлайн, но крупные турниры всегда требуют личного присутствия всех игроков;
-
соответствие правилам ESIC, комиссии, которая отвечает за честность в киберспорте. Если кого-то из игроков ловят на использовании читерских, жульнических схем, его отправляют в бан, и в будущем он уже не может принимать участие в соревнованиях.
Организаторы турниров по киберспорту стремятся исключить любые случайности. Игроки не могут выиграть за счет читерства, более мощного «железа» или используя прокаченного персонажа — выигрывают те киберспортсмены, которые имеют наиболее сильные навыки. Поэтому чемпионаты по киберспорту всегда собирают огромное количество зрителей — всегда интересно наблюдать за тем, как опытные геймеры с нуля создают целые виртуальные империи и уничтожают соперников.
О плюсах и минусах киберспорта
Развитие киберспорта в России и в мире определяется большим количеством плюсов этого направления. Все больше подростков обращают внимание на игровую индустрию, соблазняясь практически неограниченным доходом, возможностью путешествовать, правом работать из дома. Добавьте к этому большое игровое сообщество (круг общения увеличивается с каждым турниром), популярность (у известных киберспортсменов большая армия фанатов), и станет очевидным — все предпосылки для активного развития киберспорта в стране и в мире определенно есть.
Но не стоит забывать и про минусы этого направления. Во-первых, киберспорт предполагает низкую физическую активность: геймеры постоянно сидят перед компьютерным монитором, практически не двигаясь — это может привести к набору лишнего веса, к заболеваниям суставов, сердца. Кроме того, нагрузка на зрение получается колоссальной, и, как показывает практика, уже к двадцати годам зрение портится. Во-вторых, у киберспортсменов практически не бывает свободного времени — чтобы достичь впечатляющих результатов (и значит, больших заработков), они тренируются круглые сутки, забывая про сон и нормальное питание. Круг общения сужается до таких же киберспортсменов — да, их немало, но все спектр тем для общения крутится только вокруг Esports. Наконец, стоит отметить достаточно высокий финансовый порог входа в киберспорт — недостаточно однажды купить мощное «железо», его приходится регулярно обновлять, чтобы не отставать от других геймеров. При этом для начала игровой карьеры вам потребуется — мощный игровой ПК, хорошая видеокарта, современная игровая консоль, наушники с микрофоном. Также нужно позаботиться о покупке удобного кресла, которое снизит нагрузку на спину, поясницу, шею. Ну, и без высокоскоростного интернета, естественно, никуда. Все это — немалые траты.
И еще один момент, опираясь на наш опыт, скажем: к 30 годам, когда карьера у большинства киберспортсменов уже близка к завершению, многие геймеры сталкиваются с заболеваниями, профессиональными травмами: кроме ухудшения зрения, это также неврологические болезни, туннельный синдром запястья. Впрочем, вынужденная необходимость покидать турниры не обрекает бывших геймеров на отсутствие дохода — многие из них становятся тестировщиками игр, разработчиками, организаторами соревнований, тренерами, комментаторами.
Про киберспорт: история развития игрового спорта в мире и в России
Первые в мире соревнования по киберспорту были проведены в 1972 году. Участники играли на игровых автоматах в Spacewar: управляли космическим кораблем, стараясь уничтожить корабль соперника. Победитель забрал годовую подписку на журнал Rolling Stone.
После появления локальных компьютерных сетей случился очередной виток развития киберспорта. Если до этого момента игроки выстраивались в очередь и старались побить уже поставленные рекорды, то локальные сети позволили организовывать одновременные соревнования.
Активное развитие киберспорта в России началось с появлением компьютерных клубов. Первые соревнования проводились по играм для Dendy, но позже, когда появились домашние ПК, игр стало существенно больше. В 2000 году в РФ появилась Федерация компьютерного спорта, а через 17 лет был проведен первый российский кубок страны, призовой фонд которого составлял 7 млн рублей.
Киберспорт: какие игры подходят
Чтобы их можно было отнести в категорию киберспорта, игры должны соответствовать определенным требованиям:
-
игроки должны начинать с равных условий;
-
игра должна иметь многопользовательский режим;
-
не должно возникать сложностей с быстрым определением победителя;
-
в игре должен быть сведен к минимуму (а лучше к нулю) фактор удачи, случайности. Победа определяется мастерством игрока.
Например, GTA никогда не включают в киберспортивные турниры, так как в этой игре сложно определить победителя: миссия игроков — двигаться вперед по сюжетной линии.
Какие игры подходят?
-
Шутеры, они же «стрелялки». Valorant, Counter-Strike: Global Offensive. В этих играх геймеры смотрят на экран глазами своего персонажа, основная задача — убить противника.
-
Стратегии. Starcraft II, Warcraft 3. Соревнуются команды, не придерживаясь очередности хода. Задача каждого игрока — развить свою империю, добыть ресурсы, построить армию и захватить всю территорию противника.
-
Королевские битвы. PUBG, Fortnite. Персонажи начинают с нуля, в процессе игры добывают снаряжение и оружие. Нужно выжить самому и убить врага.
-
MOBA. Боевая многопользовательская арена. Dota 2, League of Legends. Игроки с нуля развивают персонажа, основная цель — уничтожить базу соперника.
-
Файтинг. Mortal Kombat 11, Street Fighter 5. Симуляторы рукопашного боя на арене. Победитель — игрок, который одержал больше всего побед в спаррингах.
-
Спортивные симуляторы. FIFA 22, NHL. Игры имитируют спорт, например, хоккейные, футбольные или волейбольные матчи.
-
Технические симуляторы. World of Tanks, World of Warships. Игроки управляют разнообразной техникой — это могут быть самолеты, корабли, машины или, например, танки.
-
Коллекционные карточные игры. Magic: The Gathering, Hearthstone. Для победы в сражении игроки собирает коллекцию карт. Да, в таких играх большую роль играет удача, но мастерство игрока все же перевешивает случайности.
На чем зарабатывают киберспортсмены
Мы живем в такое время, когда получить доход можно буквально из воздуха. Или из любимого хобби. Например, вы можете почитать, как зарабатывают инфлюенсеры и самостоятельно попробовать этот вид заработка. Либо, если вы любите играть в компьютерные популярные игры, игровая индустрия ждет вас.
Итак, если вы хотите зарабатывать на компьютерных играх, вам нужно стать киберспортсменом, профессиональным геймером, который принимает участие в киберспортивных турнирах.
В большинстве случаев самые молодые участники кибертурниров — игроки в возрасте 13-16 лет, которые достигают пика своего мастерства к 24 годам. Но могут быть и исключения. Например, самый молодой киберспортсмен в истории — Виктор Де Леон из США, на момент его первого профессионального турнира мальчику было всего 6 лет. Самый старший участник турниров — Аббе Дракборг, сейчас ему 78 лет, а начал развиваться в этом направлении он уже после выхода на пенсию, но это, скорее исключение, как правило, карьера киберспортсмена завершается к тридцати годам.
Чем занимаются киберспортсмены? Основной источник заработка — участие в соревнованиях. Это могут быть онлайн-турниры, соревнования по локальной сети или с очным участием в компьютерных клубах. Остальное время киберспортсмены тренируются для выработки скорости реакции. Скорость реакции у опытных киберспортсменов составляет 130-150 миллисекунд — в два раза быстрее, чем у обычного человека.
Кроме скорости реакции, киберспортсменам необходимо развивать стратегическое мышление, память. Необходима и определенная физическая подготовка. Постоянное сидение за компьютером сложно соотнести с основами здорового образа жизни, поэтому Министерство спорта РФ определило норматив, который позволяет игрокам оставаться в хорошей физической форме — геймеры должны уделять физкультуре не менее 25% от тренировочного времени.
Основной источник дохода киберспортсменов — призовые выплаты за победу в турнирах. И суммы могут быть очень большими. Тут и спонсорство, и часть доходов от онлайн-трансляций, стриминга, от продажи мерча, билетов и так далее. Как правило, чем более масштабный организуется турнир, тем более крупным будет призовой фонд. Многое также зависит от самой игры: самыми высокооплачиваемыми считаются Counter-Strike, Dota-2, League of Legends. Местные соревнования предлагают гораздо более скромные выплаты победителям.
Кроме призовых, многие киберспортсмены получают и зарплату — во всяком случае те, которые вступили в клуб. Но такая зарплата определяет и обязательства со стороны игрока, как правило, это обязанность перечислять клубу 10-15% от всех выигрышей. Среди прочих источников дохода у киберспортсменов можно выделить стримы на YouTube, бустинг (прокачку чужих аккаунтов), рекламные кампании. Зрители могут делать ставки на игроков.
Хотите попробовать себя в киберспорте? CyberBonch, Академия киберспорта при СПбГУТ принимает студентов с 12 лет. Также можно поступить на специальность «Киберспорт», приложив результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку, пройдя дополнительные вступительные экзамены. Впрочем, добиться успеха в киберспорте можно и без образования: главное — регулярные тренировки и упорство в достижении цели.
Заключение
Киберспорт сегодня — это не просто увлечение, а полноценная индустрия, объединяющая миллионы игроков и зрителей по всему миру. Он стирает границы, открывает новые карьерные возможности и показывает, что настойчивость, командная работа и стратегическое мышление могут стать ключом к успеху. Будущее киберспорта обещает еще больше инноваций и возможностей, делая его неотъемлемой частью современного цифрового мира.