Можно без преувеличения сказать, что Мэрил Стрип — голливудская легенда, икона кино, единственная, кто не сделал из себя бренд, кто всегда выбирает разноплановые роли и в каждой смотрится органично. На ее счету 17 номинаций на премию «Оскар», это рекорд в кинематографическом мире, при этом три раза актриса забирала заветную статуэтку. Интересно, что при стремительно развивающейся карьере актрисы, она практически никогда не обращала большого внимания на гонорар при выборе фильмов — биография Мэрил Стрип пестрит картинами, которые актриса выбирала, ориентируясь исключительно на сценарий и процесс съемок.
Детство, юность, первые шаги в искусстве перевоплощения
Мэри Луиз Стрип — уроженка Нью-Джерси, здесь она родилась в 1949 году, 22 июня. Семья у Мэри была любящей и дружной. Отец работал в фармацевтической компании и довольно неплохо зарабатывал, во всяком случае денег хватало, чтобы содержать жену и троих детей, у Мэри было еще два брата, Дэн и Гарри. Мать будущей звезды была художницей, и любовь к прекрасному у ее детей — именно ее наследие.
Стремление заниматься актерским искусством у Мэри наблюдалось еще в детстве: она принимала участие сначала в школьных спектаклях, затем в студенческих, параллельно занималась музыкой. В колледже девушка довольно плотно начала заниматься актерским ремеслом — и настолько ее увлекло это направление, что после колледжа Мэри отправилась учиться в Йельскую драматическую школу.
После окончания вуза Мэрил Стрип отправилась покорять Бродвей. В 1975 году, в самом начале своей актерской карьеры, она сыграла шесть ролей в постановках, которые имели большой успех — «Укрощение строптивой», «Генрих V», «Трелони из Уэллса». Игра во внебродвейском спектакле «Алиса во дворце» принесла актрисе премию Obie Award, а роль в «Двадцати семи вагонах хлопка» — номинацию на «Тони». Также Мэрил была номинирована на премию Drama Desk Award за работу в мюзикле Happy End и в спектакле «Чайка» по пьесе Антона Чехова.
Однако просто театра Мэрил было мало, она обратила внимание на кинематограф, и как показала жизнь, это был не только смелое, но и очень удачное решение.
Фильмография
Вообще, сейчас включая фильмы с Мэрил Стрип, сложно представить себе, что голливудский кинематограф мог бы обойтись без шарма и обаяния этой удивительной женщины. Однако был момент, когда Мэрил засомневалась, что ей нужно сниматься в фильмах. Дело в том, что первый свой кинематографический опыт актриса считает крайне неудачным. В 1977 Стрип снялась в мелодраме «Джулия» — картина была настолько хороша, что получила 3 премии «Оскар». Однако в процессе работы над картиной роль Мэрил сильно урезали, так что актриса сильно разочаровалась в результате и приняла для себя решение завершить только что начавшуюся карьеру актрисы. И кто знает, как бы развивалась дальнейшая жизнь звезды, если бы на Бродвее ее не приметил Роберт Де Ниро и не предложил девушке принять участие в военной драме «Охотник на оленей».
Мэрил довольно долго раздумывала над тем, стоит ли соглашаться на предложение Роберта де Ниро. Она не хотела сниматься, разочаровавшись в кинематографе, однако в результате дала согласие на съемки — но только потому, что в картине играл ее возлюбленный Джон Казале, который на тот момент был смертельно болен. Эта роль принесла Мэрил Стрип ее первую номинацию на «Оскар» и представила более широкой публике, обеспечив хороший задел для долгосрочной карьеры.
Следующую роль Мэрил также приняла неохотно — она все еще более тяготела к театральной сцене, но проблемы с деньгами вынудили девушку выбрать более прибыльное предложение, съемки в сериале «Холокост». За эту картину актриса получила не только хороший гонорар, но и «Эмми» за лучший женский образ.
Все это время тема театра и кино для актрисы оставалась больной — она стремилась вернуться в театр потому, что на съемочных площадках ей не давали возможностей для импровизации, для более глубокой проработки своих персонажей. Более того, иногда Мэрил даже не видела полного сценария фильмов, получая на руки только те страницы, где были прописаны ее реплики. Тем не менее актриса продолжала рассматривать предложения от кинорежиссеров.
Судьбоносным в кинокарьере Мэрил стало согласие принять участие в съемках драмы «Крамер против Крамера». Здесь актриса не просто играла роль женщины в процессе развода, но она смогла сделать своего персонажа более интересным, выпуклым, глубоким. Режиссер Роберт Бентон позволил актрисе написать диалог своего персонажа в двух ключевых сценах. В результате картина привлекла внимание общественности, особенно феминисток. Фильм получил пять «Оскаров», один из которых получила Мэрил (правда, после выступления актриса забыла статуэтку в женском туалете). Кроме «Оскара», актриса выиграла также несколько других наград, в том числе, награду Национального общества кинокритиков, «Золотой глобус».
Далее список фильмов Мэрил Стрип начал быстро расширяться: актриса получала выдающиеся роли и возможность влиять на своих персонажей.
Среди наиболее сильных картин с участием Мэрил Стрип можно выделить:
-
«Выбор Софи». За эту роль артистка также получила «Оскар», и вполне заслужено. Критики и зрители восхищались эмоциональной драматической игрой, мощной и душераздирающей;
-
«Смерть ей к лицу». Черная комедия Роберта Земескиса, в котором Мэрил Стрип играла вместе с Голди Хоун и Брюсом Уиллисом. Картина знаменита как первопроходец в применении компьютерных эффектов, что отмечено «Оскаром». Но еще более важным стал социальный эффект — Мэрил и Голди в главных ролях позволили вернуть интерес Голливуда к героиням старше 30 лет;
-
«Мосты округа Мэдисон». Здесь Мэрил играла в одной связке с Клинтом Иствудом, который был также режиссером и продюсером проекта. Тут Стрип получила еще одну номинацию на «Оскар», однако сама статуэтка ушла в руки Сьюзан Сарандон;
-
«Дьявол носит Prada». В картине актриса сыграла роль редактора модного журнала. И снова воодушевляющие отзывы критиков и признание общественности. Кассовые сборы ленты превысили отметку в 300 млн долларов;
-
мюзикл Mamma Mia. Партнерами по этой картине у Мэрил стали Стеллан Скарсгард и Колин Ферт. Проект получил большое количество наград и множество положительных отзывов. Впрочем, была и критика — так, Пирс Броснан получил «Золотую малину», антипремию. Через 10 лет была снята вторая часть Mamma Mia, где снова снималась Мэрил Стрип;
-
«Простые сложности». Мэрил сыграла в этой романтической истории свою роль в партнерстве со Стивом Мартином и Алеком Болдуином. Несмотря на то, что сценарий фильма подвергся нападкам со стороны критиков, тандем — Алек Болдуин и Мэрил Стрип — пришелся зрителям по душе. Картина собрала в прокате 224,6 млн долларов.
Вообще фильмография Мэрил Стрип уже настолько большая, что перечисление всех ее ролей займет не один час чтения. Причем, как активно снималась в фильмах Мерил Стрип в молодости, так и сегодня продолжает это делать.
В 2019 году Мэрил снялась в киноадаптации романа «Маленькие женщины», партнерами по площадке Стрип стали Кирстен Данст, Вайнона Райдер, Кристиан Бейл, Сьюзан Сарандон. В том же году был запущен еще один заметный проект с участием актрисы — речь идет о втором сезоне сериала «Большая маленькая ложь», эта картина интересна тем, что здесь актриса согласилась сниматься, даже не прочитав сценарий.
В 2022 году Стрип попробовала себя в роли исполнительного продюсера драмеди «Продать/Купить/Свидание». Еще год спустя Мэрил появилась в мистическом сериале «Экстраполяции», сыграв на одной площадке с Тоби Магуайром, Форестом Уитакером, Марионом Котийяром.
Личная жизнь и общественная деятельность
Мэрил Стрип и «Оскары» — тема, говорить на которую можно бесконечно. Совершенно очевидно, что актриса оказала огромное влияние на кино, и ее вполне можно поставить в один ряд с такими мировыми звездами, как Моника Белуччи, Одри Хепберн, легендами киноиндустрии.
Но даже самая великая актриса — это не только лауреат премий и большие профессиональные достижения, это еще и женщина, которая хочет счастья и любви.
Личную жизнь Мэрил Стрип сложно назвать безоблачной, здесь нашлось место и для трагичных моментов, и для счастливых. В 1976 году Стрип была помолвлена с коллегой по театру Джоном Казале, однако через три года Казале умер от прогрессирующего рака на руках возлюбленной. Актриса, спасаясь от депрессии, с головой окунулась в работу, а потом и ей удалось найти свое долгоиграющее счастье, она вышла замуж за скульптора Дона Гаммера. В этом браке актриса родила сына и трех дочерей, и все они стали творческими людьми: дочери — актрисами, сын — музыкантом. Сейчас у звезды Голливуда уже пятеро внуков.