Джорджо Армани — дизайнер, который начал, по мнению многих историков моды, непростительно поздно, но и заканчивать не собирался. Он не работал, чтобы жить, а жил, чтобы работать: и эта невероятная влюбленность в свое дело, помноженная на эстетику воплощения его безудержной фантазии, сделала Армани одной из самых ярких звезд в мире моды.
Биография Джорджо Армани — яркий пример того, что все ограничения в нашей голове. И что даже время не властно отобрать у нас мечты и цели, если мы готовы бросить на алтарь судьбы весь смысл своего существования. Давайте проследим путь становления дизайнера, от подмастерья до величайшего кутюрье всех времен и народов.
4 сентября 2025 года скончался великий итальянский модельер Джорджо Армани, который имел настолько сильное влияние в моде, что сегодня многие модные эксперты говорят о том, что вместе с Армани ушла целая эпоха.
Джорджо Армани скончался в возрасте 91 года, в кругу близких и родных. В качестве причины смерти называют осложнения после ковида: после перенесенного короновируса у Джорджо были проблемы с легкими, он регулярно лечился, но летом 2025 года все-таки подхватил легочную инфекцию.
Бренд Джорджо Армани — осознанный выбор многих мировых знаменитостей, и не только голливудских звезд, но и представителей королевских династий. Например, на помолвке королевы Испании Летиции с королем Филиппом VI стиль королевы Летиции вызвал бурное восхищенное обсуждение экспертов моды по всему миру: дама надела на церемонию классический брючный белый костюм от Giorgio Armani, в котором выглядела невероятно элегантно. Вещи Джорджо Армани регулярно носят и звезды Голливуда: Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Бейонсе, Энн Хэтэуэй, Джордж Клуни, Ричард Гир, Деми Мур и многие другие. Известный журнал Forbes посчитал в середине 2010-х, что порядка 90% голливудских знаменитостей, которые выходили на красную дорожку премии «Оскар», были в одежде от Армани.
Итак, родился Джорджо Армани в 1934 году, на севере Италии в небольшом городке Пьяченца. В семье Армани было трое детей, он был вторым по старшинству. Детство будущего дизайнера не было простым и безоблачным: под гнетом фашистского режима итальянцы выживали как могли. Семье Армани порой нечего было даже есть, поэтому отец семейства взаимодействовал с партией Муссолини, выполняя их поручения. Впрочем, в то время почти все итальянцы работали на диктатора, так что каким-то выдающимся этот факт назвать сложно.
При этом война сформировала у Джорджо Армани правильные мечты, приоритеты, закалила характер. Видя кругом разруху, болезни и смерти, Джорджо с самого детства мечтал стать врачом — и он довольно упорно шел к своей мечте, обучаясь в течение трех лет на медицинском факультете в университете в Милане. Однако очень быстро выяснилось, что будущий дизайнер никак не может избавиться от своей фобии — он боялся вида крови. Пришлось отступить. После ухода из университета Джорджо Армани отправился на военную службу.
Многие историки моды сегодня предполагают, что вероятнее всего, именно этот период заложил в будущем модельере правильное видение моды: медицинская и военная одежда была пошита с учетом анатомических особенностей человеческого тела, была удобной. На этой основе Армани сформировал ДНК своего бренда — красоту, умноженную на удобство.
Джорджо Армани был невероятным трудоголиком, и он уважал труд во всех его проявлениях. Поэтому великий модельер не скрывает, что в молодости Джорджо Армани подрабатывал оформителем витрин в крупном универмаге. Будущему дизайнеру было уже 23 года (непростительно много по меркам историков моды), а парень только-только начинал свою карьеру. Надо сказать, что оформителем витрин Джорджо проработал недолго — ему довольно быстро предложили должность продавца-консультанта: и в этот период формирование Армани как модельера стремительно ускорилось. Дизайнер научился понимать стилистические решения, выстраивать рабочие маркетинговые стратегии, четко осознавая, что успех бренда — это не только про стиль и удобство одежды, это еще и про правильный маркетинг, про умение грамотно взаимодействовать с потребителями.
Но наиболее важный навык, который модельер освоил в совершенстве, — умение выбирать качественные ткани. Есть мнение, что именно благодаря своему мастерству в этом вопросе Джорджо и попал на работу к Нино Черрути. В 1964 году будущий дизайнер пришел на собеседование к Черрути, и там ему предложили из нескольких образцов выбрать одну ткань. Черрути оценил мастерство стажера, и в следующие девять лет они работали вместе, создав творческий и весьма эффективный тандем.
Джорджо начал свой карьерный путь в модном доме с молодежной линии Hitman. Дизайнер разрабатывал лекала, проектировал свежие силуэты, самостоятельно работал за швейной машинкой. Ошеломительный успех этой линейки навеял на критиков мысль, что Армани крадет идеи, однако Черрути заявил, что именно в их творческом дуэте родилась универсальная формула, которая задала новое направление итальянской моде.
Далее Армани наладил сотрудничество с Эмануэлем Унгаро, с Эрменеджильдо Дзенья, перенимал опыт у ведущих модных дизайнеров.
Свой путь
История успеха модного дома Армани однозначно не поместится в паре абзацев этой статьи — сам дизайнер написал про развитие своего бренда целую книгу. Но основные факты, достижения и награды мы, конечно, осветим.
В 1966 году Армани знакомится с Серджо Галеотти, архитектором из Италии. После нескольких лет тесной дружбы Серджо убедил Армани создать собственный модный бренд. Для получения стартового капитала они продали Volkswagen Beetle. Этот тандем станет действительно уникальным — Серджо был гениальным управленцем и стратегом, ему удалось поддерживать талант Армани, красиво его оформить: за 10 лет на должности управляющего итальянский архитектор вывел продажи на отметку в 100 млн долларов.
В 1974 году была представлена первая коллекция одежды под брендом Армани — критики положительно восприняли модные эксперименты Джорджо, публика начала активно покупать его вещи. Ставка на стиль минимализм, лаконичность, сдержанность, монохромность, архитектурность кроя делали коллекции Армани узнаваемыми и желанными.
Много внимания дизайнер уделял продвижению своего бренда. Его видеоролики, фотосессии для журналов, любые рекламные кампании выглядели как самодостаточные арт-проекты, и в них снимались только мировые знаменитости.
С 1981 года бренд Армани значительно расширяется в разных направлениях: формируются линии Emporio Armani, Armani Exchange, появляется собственная парфюмерия, отдельная спортивная линия EA7, развивается кутюрный дом Armani Prive. И это не все: бренд открывает отели, выпускает собственный журнал, открывает цветочный магазин. На 2023 год выручка Armani Group составляет 2,45 млрд евро, а модельер входит в топ самых богатых людей планеты.
Личная жизнь Джорджо Армани
Личная жизнь Джорджо Армани всегда была закрыта от публичности. Известно, что именитый дизайнер не имеет детей, и никогда не состоял в браке — все его состояние после смерти переходит племяннице, которая, по признанию самого дизайнера, была самым близким для него человека.
Долгое время в СМИ муссировались слухи о том, что у Армани был близкий друг Серджио Галеотти. В 1985 году Серджио скончался от СПИДа и не успел увидеть, когда Армани достиг апогея своей славы. Гибель делового партнера и друга стала для Джорджо огромным потрясением. Настолько огромным, что он даже задумывался о том, чтобы уйти из модной индустрии. Но, оправившись от горя, дизайнер создал коллекцию, посвятив ее Серджио.
В чем секрет успеха бренда Armani
Каждая новая коллекция Армани — это стиль, выверенный до мельчайших деталей: ничего лишнего, но все то, что делает одежды изысканной, элегантной, красивой и функциональной, удобной. Новые коллекции не переставали выходить — Армани совершенно точно не собирался на пенсию, думается, что он даже слова такого не знал. И учитывая уровень продаж за последние годы, можно совершенно четко утверждать, что дело здесь было совсем не в деньгах — просто модельер стремился бесконечно выражать миру свою позицию. Что это была за позиция?
В 2020 года Армани написал открытое письмо, которое опубликовали в одном из известных американских изданий — здесь он изложил свои идеи, на которых выстроил модную империю, и которые могут вывести моду и стиль на совершенно новый уровень. О чем писал Джорджо:
о том, что истинная роскошь требует внимания и времени. Дизайнер находил аморальным идею шить вещи, которые уже через три недели нахождения на витрине магазина теряют свою актуальность и уступают место новым вещам. Армани всегда ратовал за идею элегантности, над которой не властно время — создавал вещи, которые живут долго;
о том, что нужно использовать перерыв, которые дал миру коронавирус, для замедления и перестройки всех модных процессов, для определения рационального вектора развития. Он призывал сократить безумное количество модных показов, которые пожирали кучу денег. Армани верил, что модный показ — символ особых случаев, а никак не рутина.