Сегодня модные корпорации разных стран стремятся сделать свой бизнес этичным, экологичным и, конечно же, поддержать с помощью него баланс экономики. Безусловно, на пьедестал значимости выдвигаются достойные условия и оплата труда, поддержка местных производителей, отказ от токсичных материалов и одобрение социальных инициатив. Таким образом, мир постепенно приходит к устойчивой моде.
Правда, в стороне по-прежнему остаются организации, в чьи интересы не входит подобная стратегия развития. Да и не каждый потребитель готов к этому. Но всё же хотелось бы понять, есть ли будущее у устойчивой моды? И может ли она однажды стать элитарной? Давайте попробуем разобраться в этом.
Устойчивая мода. Почему она так важна?
Ключевую роль в концепции устойчивой моды играют потребители. Именно они могут влиять на политику брендов, выбирая осознанное приобретение и использование вещей. Этот паттерн поведения потребителей помогает производителям сделать выбор в пользу экосырья и обеспечить благоприятные условия работы своим сотрудникам.
Бренды с подобными линиями развития становятся интересными для покупателей, ведь концепция компаний соответствует их ценностям. Формируется устойчивая культура потребления и производства.
В этом вопросе важны три составляющие: сокращение отходов, вторичное использование вещей и переработка одежды. Кроме того, устойчивая мода диктует ещё одно важное правило: отказ от уничтожения животных ради меха, кожи, перьев. Так, бренд Stella McCartney создаёт одежду из искусственной кожи, произведённой из грибного мицелия, Only Me и «Меховица» прославились на рынке моды своими экошубами из искусственного меха. Таких примеров немало. И это радует.
Устойчивая (медленная) мода — это социальная ответственность. И мы говорим не только о правилах производства, но и об экоутилизации одежды и аксессуаров. Изготавливая биоразлагаемые и одновременно долговечные материалы, которые практически не оказывают вредного воздействия на окружающую среду, бренды буквально спасают природу.
Среди таких компаний можно выделить: Patagonia, SOLOMA Case, Zero Waste People, Murkott, Recycle Object, Ginger Ocean, PANGAIA, MUD Jeans, Contur, Mother of Pearl, Everlane, Pringle of Scotland, Wolford, Petrichor, Corporelle.
Но каково же тогда влияние быстрой моды на экологию?
Мода и экология
Влияние моды на экологию давно стало насущной темой. И неспроста. Согласно исследованиям сети профессионалов моды Global Fashion Agenda, проведённых совместно с консалтинговой фирмой McKinsey & Co, производство одежды способствует серьёзному загрязнению нашей планеты.
«Несмотря на то, что индустрия моды ставит перед собой множество целей в области устойчивого развития, системные преобразования — «крепкий орешек», и в них задействовано много участников», — говорит директор по программам воздействия и устойчивости Global Fashion Agenda Холли Сиретт.Вот несколько цифр, которые вносят ясность в вопрос необходимости устойчивого развития моды:
-
ежегодно 80 % одежды во всём мире становится мусором;
-
35 % загрязнения океанов составляют синтетические волокна (полиэфирные, нейлоновые, акриловые);
-
на производство одной хлопковой футболки требуется 2 700 литров воды.
Но это ещё не всё. По данным фонда Эллен Макартур (некоммерческая организация, созданная с целью ускорения перехода к экономике, основанной на возобновлении ресурсов) модная индустрия оставляет 80% углеродного следа от одежды — всё это выбросы при её производстве. Более того, 20 % сточных вод во всём мире образуется в результате обработки тканей. Наши вещи очень дорого обходятся природе. Особенно если учитывать, что одежда, производимая брендами быстрой моды, не рассчитана на долговечность.
Какой же сценарий ожидает нашу планету? Разумеется, варианты развития событий могут быть разными. Если индустрия моды не свернёт на курс устойчивости, то к 2030 году, по прогнозам экологов, климат продолжит меняться, к тому же, будут часто происходить серьёзные природные катаклизмы.
Но представители мира моды в состоянии сделать так, чтобы ситуация стала налаживаться. Prada, к примеру, уже говорит о том, что создание одежды и сумок из переработанных материалов — новый тренд. И бренд активно поддерживает его. Коллекция Re-Nylon от Prada создана из переработанного пластика, собранного в океанах. Таким образом, границы между устойчивой и элитарной модой постепенно стираются. Но к чему именно это в итоге приведёт — пока неизвестно.
К тому же, мода циклична. Ежегодно дизайнеры «цитируют» в одежде элементы прошлых лет. Цикличность моды, словно цунами, накрывает планету. Увлечение общественности идеей бережного отношения к ресурсам Земли сделало востребованным ретро-стиль. Заметны веяния 80-х, 90-х и нулевых. И всё это движется в сторону элитарной моды.
Элитарная мода
Элитарная (высокая) мода — это искусство шить вещи наилучшего качества из дорогостоящих материалов. Её создают исключительно высококлассные специалисты.Большинство покупателей убеждено, что устойчивая мода — более дорогая альтернатива быстрой и, к тому же, синоним элитарной. В какой-то степени это так, ведь экоматериалы стоят значительно дороже синтетических аналогов и являются наиболее долговечными, а значит, они будут относиться к высокому ценовому сегменту.
Поэтому со временем устойчивая мода может стать элитарной. Но с уверенностью давать такие прогнозы не может никто: каждый день приносит какие-то перемены.
Как мы видим, устойчивая мода имеет ряд неоспоримых преимуществ. Использование одежды повторно (благотворительность, перепродажа), переработка вещей для изготовления новых и ответственное использование природных ресурсов имеют большое значение для нашей планеты.
Но есть и существенные недостатки: проблемы с масштабированием (особенно в странах, где налажена сортировка отходов), высокие цены и небольшой выбор. Будет ли когда-нибудь устойчивая мода доступна для всех? Покажет время. А пока она всё ближе подходит к элитарному сектору.