Купальник — привычная вещь, которая есть в гардеробе каждой женщины. Но так было не всегда. История купальника полна взрывных и даже драматичных событий — по степени накала страстей, числу героев и протяженности не уступает, пожалуй, знаменитой «Игре престолов». Но обо всем по порядку.
Седая древность, купальные машины и шаровары
До конца XVIII века с купальными костюмами все было максимально просто — их не существовало. Мода на аристократическую бледность делала свое дело. Если мужчины еще могли себе позволить некоторую загорелость лица, хотя старались избегать ее даже в пылу сражений, то женщины прятались от солнца похлеще любых вампиров.
Что касается слоев населения попроще, то в деревнях мужчины и женщины попросту удалялись друг от друга на значительные расстояния на местных речках и озерах, а в городах никто и не задумывался о том, чтобы окунуться в местные грязные водоемы.
Все изменило появление и распространение железных дорог. Теперь курорты стали доступными, и аристократия потянулась наслаждаться красотами природы. Моря были важными источниками удовольствия, но раздеваться, разумеется, никому и в голову не приходило.
Мужчины и женщины были обязаны купаться раздельно. Даже несмотря на то, что и те, и другие заходили в воду при полном параде. Женщины носили платья и широкие шаровары, обувь и даже чулки, и перчатки, и шляпки! Мужчины — трико, полностью закрывающее тело, как у льва Бонифация в известном мультике.
Но на побережье не всегда удавалось разделиться по половому признаку, поэтому типичным зрелищем на курортах тех времен были многочисленные купальные машины. Они представляли собой повозки, напоминающие кабинки для переодевания. Собственно, ими и являлись. Человек заходил в них на берегу, после чего повозка отправлялась в воду, а ее пассажир, скрытый от любопытных взоров, переодевался. Затем мог выйти и поплавать.
Лечение туберкулеза, Олимпиада и Аннет Келлерман
Туберкулез был бичом XIX века и унес множество жизней. Поэтому не удивительно, что в 1903 году Нильс Финзен оказался нобелевским лауреатом после открытия способа его лечения с помощью солнечных ванн.
Это же событие стало решающим в развитии пляжной моды. Чтобы метод работал, надо было контактировать с солнечными лучами. И раз уж разговор шел о жизни и смерти в буквальном смысле, аристократия предпочла не замечать, что церковь по-прежнему против любого, даже минимального, оголения тела. И купальные костюмы резко уменьшились в размерах.
Конечно, человеческие взгляды и привычки так просто не меняются. Те, кто столкнулся с туберкулезом, были готовы спасаться от него любыми способами. Но большинство дам по-прежнему наряжались для купания серьезнее, чем на бал. Все изменилось благодаря Олимпийским играм и Аннет Келлерман.
В 1896 году плавание вошло в число олимпийских видов спорта. А в 1907 году в Америку явилась юная Аннет, которая уже была блистательной пловчихой.
Приехала она из Австралии, где, вдали от пристального присмотра церкви и метрополии, еще пять лет назад мужчинам и женщинам разрешили купаться на одних пляжах, последние при этом щеголяли с голыми руками и ногами в купальниках, плотно облегающих фигуру. В Америке в это время тоже случился «прогресс»: дамам-купальщицам позволили снять шляпки и перчатки.
Аннет появилась на соревнованиях как привыкла, и случился скандал. Девушку арестовали, отстранили, оштрафовали, но позволили выступать после того, как она дополнила свой наряд чулками, рукавами и воротником-стойкой. Но даже это стало революцией! Учитывая растущую армию поклонниц движения за права женщин, Аннет превратилась в настоящую героиню. И у нее появились многочисленные последовательницы.
В дальнейшем Аннет Келлерман всячески занималась популяризацией плаванья и выпустила свою линию купальников. Это начинание оценила и продолжила Коко Шанель.
Пуритане роптали, но прогресс уже было не остановить.
В 1908 году ученый из Гарварда, замеривший параметры более 3 тысяч женщин, пришел к выводу, что Аннет — идеальная, потому что наиболее близка к фигуре знаменитой Венеры Милосской. Стереть ее из истории уже было невозможно, девушки мечтали быть похожими на Келлерман (и это безо всяких соцсетей!).
Коко Шанель (куда же без нее), загар и 15 сантиметров
Коко чутко реагировала на все новое, особенно если это касалось моды. Ну и совершать революции в этой сфере ей было не впервой. Приложила она руку и к пляжным нарядам.
Впрочем, началось все случайно. Легенда гласит, что в круизе Коко сильно обгорела и в таком виде угодила на фото одного из тогдашних аналогов папарацци. Фото смуглой Шанель стало лучшей рекламой солнечных ванн! А затем матерь маленького черного платья увлеклась купальниками.
Именно она придумала слитный купальный наряд на бретельках с удлиненными шортиками. В таких женщины щеголяли вплоть до середины XX века. Но и тут нашлось место жестким ограничениям.
Знаете, чем занимались полицейские на пляжах тех времен? Между делом они, конечно, ловили мелких воришек, но большую часть времени посвящали весьма важному и приятному занятию — замеряли расстояние от края шорт женщин до их колен. Оно должно было составлять не более 15 сантиметров. Иначе штраф и выдворение с пляжа. Вот тот случай, когда модельный рост был в минус!
Кстати, к 1930-м мужчины уже купались в плавках.
Ядерная бомба, Бикини и… бикини
Вторая мировая война проникла во все сферы жизни людей. Коснулась она и купальных костюмов. Из-за требования минимизировать расход тканей при создании одежды стали короче юбки, а купальники превратились в раздельные. Теперь они состояли из шорт с высокой талией и лифа.
1946 стал революционным и для купальной моды, и для разработчиков ядерной бомбы. Особенно ярко это ощутил атолл Бикини. Сначала по нему прошлась мощь американских ядерных испытаний, а затем с легкой руки Луи Реара к нему пришла мировая слава.
Французский модельер Луи Реар не раз замечал, как женщины приподнимают края своих купальных костюмов, чтобы загар покрыл большую часть кожи. И ему в голову пришла гениальная мысль свести до минимума площадь тела, закрываемую купальником. 5 июля 1946 года он представил на суд зрителей совершенно новую модель, состоящую из низких коротких трусиков и лифчика.
Свое творение он назвал «бикини», поскольку оно должно было стать не менее мощным взрывом, чем американская ядерная бомба, прогремевшая буквально накануне премьеры. И стало. Скажем так: атолл уже ожил после варварских экспериментов, а название «Бикини» давно превратилось в нарицательное, и обозначает оно тот самый раздельный купальник, который и мы носим в своем XXI веке.
На презентации бикини звездой стала танцовщица Мишелин Бернардини.
Мир был в шоке. В принципе, он пребывал в шоке с начала XX века с его войнами и революциями, а тут еще и такое — практически обнаженное женское тело! И бикини приняли далеко не сразу.
Брижит Бардо, бикини и актрисы
Помогла Брижит Бардо. В середине прошлого века она уже была звездой и признанным секс-символом. Кроме того, девушка просто потрясающе умела эпатировать публику. Поэтому ее появление на Лазурном берегу посреди Каннского фестиваля 1953 года в бикини вызвало море восторга. И, безусловно, все женщины мира мгновенно пожелали быть похожими.
Естественно, ни мнение церкви, ни полицейские с линейками уже никого не интересовали. С этого момента бикини завоевало и женские, и, что уж греха таить, мужские умы. И больше никогда из моды не выходило.
В дальнейшем практически каждая звезда кино засветилась в бикини.
Это сейчас женщины в купальниках на экранах стали привычным делом, а в те времена достаточно было нескольких таких кадров, чтобы всколыхнуть интерес публики. Большинство образов красоток в бикини стали культовыми. Например, невероятная Ракел Уэлч в фильме «Миллион лет до нашей эры» и ее наряд из шкуры.
А красные купальники из «Спасателей Малибу» — вообще классика, отсылки к которой можно встретить во многих картинах.